подробности
ПРОГРАММА ЦЕНТРА ПОМОЩИ ЗАВИСИМЫМ «ИЛЬИНСКОЕ БРАТСТВО»
Центр помощи зависимым на приходе пророка Божия Илии, с. Малобрусянское (далее Центр) организован в 2019 году по благословению епископа Каменского и Камышловского Мефодия. Центр в своей деятельности опирается на методологию помощи наркозависимым на приходе, разработанную Координационным центром противодействия наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
Руководитель Центра, иерей Олег Федоров, психолог, в церковной системе помощи зависимым с 2002 года. (центр социальной реабилитации Екатеринбургской епархии). Для расширения помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в 2024 году было создано Ильинское братство. Одним из направлений деятельности Братства является помощь зависимым, поэтому Центр осуществляет свою деятельность как Ильинское братство, а зависимые, получающие помощь на приходе являются членами Братства (далее братия).
На приходе пророка Божия Илии, с. Малобрусянское (далее Приход) выстроена комплексная помощь зависимым, которая включает в себя:
- духовную жизнь в традиции Русской Православной Церкви;
- трудовую деятельность (приготовление пищи, хозяйственная деятельность, работа в столярной мастерской, работы по восстановлению храма, уход за животными, уборка территории, волонтерская деятельность и пр.);
- взаимодействие с психологом;
- социальную деятельность.

Духовная жизнь проходит в рамках церковной традиции в соответствии с православным вероучением. Братия ежедневно выполняют утреннееи вечернее молитвенное правило, читают Священное Писание, изучают Священное Предание; регулярно участвуютв богослужениях и церковных Таинствах.
Психологическая помощь — это помощь психолога, которая оказывается в форме индивидуальных консультаций и групповойработы и направлена на поиск и осмысление психологических причин употребления наркотиков, а также на формирование и освоение здоровой жизненной позиции. Осуществляется психологическое сопровождение в период ресоциализации и реадаптации и в дальнейшей жизни выпускника центра. По возможности ведется системнаяработа с близкимокружением.
Социальная помощь – это возможность быть включенным в социальные отношения в здоровом коллективе, принять участие в волонтерской деятельности, а также получить и развить свои трудовые навыки.
Педагогический аспект. Все указанные аспекты (составляющие) реабилитации: духовный, психологический и социальный реализуется в Центре в рамках процесса, имеющего педагогическое осмысление процесса помощи зависимым, которое мы определили как: «Воспитание социальной компетентности у зависимых на Приходе».
Под социальной компетентностью мы понимаем уровень социальной готовности человека, позволяющий ему быть конструктивным в основных сферах деятельности личности.
К основным сферам человеческой деятельности отнесем:
-          Семейно-личностная деятельность
-          Образовательная
-          Профессиональная
-          Социальная
-          Деятельность по формированию и развитию личностных качеств
Для подготовки в условиях прихода социально-компетентного и социально-активного человека, способного к конструктивному поведению в реальных социальных условиях, мы разработали и применяем в воспитательной деятельности центра:
-   программу организации воспитательной работы на Приходе;-   технологию воспитания социальной компетентности у воспитанников на основе интегративной схемы моделей деятельности субъектов воспитательного процесса с использованием педагогического мониторинга и квалиметрической системы оценки результатов.
Этапы оказанияпомощи:
1.  Этап формирования мотивации («Встреча») – до 2 месяцев
2.  Этап восстановления на приходе – от 12 мес.
3.  Этап ресоциализации – от 3 мес.
По окончании реабилитации выпускнику оказывается психологическая и социальная поддержка на этапе ресоциализации и реадаптации.
На приходе получают помощь лица мужского пола разного возраста. Общим для них является то, что к зависимостям они относятся и как к болезни и как как к духовному недугу (страсти), врачевать который можно только лишь с Божией помощью.
А соответствующие условия для исцеления создают люди, работающие в центре. Это священники, социальные работники, психологи и педагоги.

ПРОГРАММА ЦЕНТРА ПОМОЩИ ЗАВИСИМЫМ «ИЛЬИНСКОЕ БРАТСТВО»·         опирается на методологию помощи наркозависимым на приходе, разработанную Координационным центром противодействия наркомании ОСБСС Русской Православной Церкви
·         включает в себя педагогический взгляд на процесс помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Цели и задачипрограммы.Главная цель данной программы – оказание духовной, психологической, педагогической и социальной помощи людям, в избавлении от наркотической, алкогольной, игровой (и прочих) зависимостей, а также их семьям.

Основные задачи программы:
1.  Помощь в формировании традиционного мировоззрения, основанного на православном вероучении (вероучении Русской Православной Церкви)
2.  Содействие устранению психической зависимости от наркотиков путем решения глубинно-личностных, мировоззренческих и нравственных проблем.
3.  Содействие в формировании социальной компетентности.
4.  Профилактика наркомании.
5.  Содействие социальной реабилитации.
6.  Содействие ресоциализации и реадаптации.
7.  Работа с семьями.

Программа направлена на:
1.  Избавление от недуга наркомании.
2.  Нравственное возрождение личности.
3.  Формирование знаний о функциональной (традиционной) модели семьи.
4.  Социальную помощь.

Программа реализуется с участием священников Каменской епархии Русской Православной Церкви, психологов, педагогов, социальных работников, общественности, а также при сотрудничестве с фондами, предприятиями и организациями, чья гражданская и нравственная позициясовпадает с целями и задачами работы центра.

Содержательная часть программы.Этапы оказания помощи:
1 этап. «Встреча». Человек самостоятельно или с родителями обращается очно, или онлайн с просьбойо помощи. На этом этапе происходит его знакомство с программой и сотрудниками центра.
Во время консультаций он имеет возможность:
-   обсудить причины наркотической зависимости и пути ее преодоления;
-  получить информацию о работе центра помощи зависимым Ильинское братство;
-  узнатьо содержании программы реабилитации;
-  ознакомиться с условиями поступления и пребывания в центре.

Сотрудники центра,в свою очередь, выясняют причины,побудившие человека:
-  обратиться за помощью;
-  отказаться от наркотиков;
-  поехать в реабилитационный центр;
-  изменить свою жизнь.
По результатам собеседования, если во время встречи обе стороны найдут взаимопонимание и согласие о предстоящей совместной работе, то рассматривается возможность прохождения курса реабилитации на приходе пророка Божия Илии, с. Малобрусянское.
Продолжительность первогоэтапа до 2 месяцев.

2 этап. Реабилитация. Первым исамым необходимым условием реабилитации является исключение наркотиков из жизни человека, т.е. создание условий для здоровой и безопасной жизни – как физической, так и психологической.
Человек едет в центр помощи зависимым, где у него есть возможности:
укрыться от соблазнови искушений, связанных с психоактивными веществами;
-          получить поддержку от группы единомышленников, избавиться от одиночества;
-          прервать конфликтные отношения с родителями на почве наркотической зависимости;
-          получить психологическую помощь;
-          получить духовную помощь;
-          получить педагогическую помощь;
-          получить опыт жизни без наркотиков;
-          приобрести навыки самостоятельной жизни;
-          приобщиться к общественно-полезному труду;
-          окрепнуть физически и морально.
Продолжительность второго этапа от 1.5 года.

3 этап. Ресоциализация и реадаптация. Для этого этапахарактерно смещение акцентов на психологическую поддержку и социальную помощь, которая продолжается уже вне реабилитационного центра.Человек, получая заключительные рекомендации, возвращается в город. Можно говорить об эффективности (успешности) пребывания на приходе, в центре помощи зависимым лишь в том случае, когда человек продолжает жить полноценной церковной жизнью и занимает активную жизненную позицию.
Духовный аспектреабилитацииПравославие рассматривает наркоманию и как болезнь и как духовную болезнь человека (страсть). Освобождение от страсти к наркотикам невозможно без обретения духовнойосновы, способной заполнить душевную пустоту. Всем известна народная мудрость: «Свято место пусто не бывает».В человеке таким «святым местом»является душа. Душа человека, созданнаяпо образу Божию, настолько глубока, что никто и ничто, кроме Бога, не может ее наполнить. Наркомания – это протест человека на бездуховность, пустоту и обыденность жизни бессмысленность существования
Наркотик можно вытеснитьиз души, заполнивее верой в Бога. «Бог жаждет, чтобы его жаждали», - говорит святитель Григорий Богослов. Пробудить эту жажду Бога в сердцахребят – основная задача духовной помощи.
Цель оказания духовной помощи – помочь человеку найти ответы на вопросы о смысле жизни, сущности христианства, значении Церкви в его жизни, найти путь к Богу, понятьзначение Православия в жизни. Очень важно понимать, что Бога нельзя использовать, как одно из средств, в решении своих проблем. Нельзя идти к Богу, чтобы излечиться от наркотиков. Можно, придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от этой страсти.Бог – это цель, а не средство. Основное направление духовной помощи на приходе – созданиеусловий для воцерковления и духовного воспитания человека, покаяния и приобретения личного аскетического опыта, т.е. таких условий, в которых возможно исцеление не только от наркомании, а оздоровление души человека,восстановление его душевногои духовного здоровья.
Основными направлениями духовного воспитания являются:
ü  Познание о Боге. Беседы, чтение Евангелия, чтение житий святых.В обыденном сознании людейдуховная жизнь – это система запретов и ограничений. Многие обращающиеся за помощью имеют смутное представление о Православии. Когда же они всерьез начинают узнавать, что заключает в себя православная вера, то в их душах происходят поразительные перемены. Главнаязадача катехизатора на этом этапе – пробудить интереск познанию веры, зажечь искру веры в сердцах воспитанников.
Есть разные пути познания о Боге:
1.   Начало этого пути – беседы со священником. Ап. Павел пишет: «Вера от слышания,в слышание от слова Божия». (Рим. 10, 17)
Во время этих бесед реабилитанты получают начальное представление о Православии. На первых встречах катехизатор раскрывает следующие темы:
О грехопадении первыхлюдей;
О человеке, его внутреннем устроении;
О цели и смысле жизни;
О спасении через веру в Иисуса Христа;
О молитве и богообщении
Каждая беседа направлена на то, чтобы побуждать слушателей к самостоятельному размышлению, поиску ответов на возникающие вопросы, личному обращению к Богу.
ü  Другой путь познания – это изучение Священного Писания. Оно говорит о взаимоотношениях человека с Богом с самого дня сотворения человекаи открывает постижимые умом и сердцем свойства Божества. Когда человекчитает Священное Писание, он общаетсяс Богом. И чем больше времени человек отдает чтению Священного Писания, чем глубжевдумывается в Его вечные истины,тем ближе он подходит к Богу и познает Его.
ü  Следующий путь – изучение истории Церкви, учение о Боге святых отцовЦеркви. Судьбы отдельных людей, их сужденияи духовные подвигираскрывают неограниченные возможности человеческого духа, аскетический возможности человека, а вся история христианства и Православия воспитывают гражданскую и патриотическую позицию, указывают на место человека в обществе, в судьбе Родины.
По мере того, как воспитанники продвигаются по этому пути, встречи со священником начинают приобретать новое направление. Теперь уже воспитанникам не только рассказывают о Боге, о вере, о человеке. Читая Священное Писание, просматривая видеоматериалы (лекции православных богословов, фильмы о святых местах, о жизни церкви, о судьбах ее подвижников), у них появляется возможность самим высказаться на эти темы, задать волнующие вопросы.

      Покаяние. Самонаблюдение. Самопознание.Страсть наркомании можно назвать отрезвляющей. Человек, начавший употреблять психоактивные вещества, рано или поздно начинает понимать всю гибельность этого пути. Очутившись на краю пропасти, он понимает, что своих сил нет, необходим Спаситель. Это начало пути к Богу – осознание того, что в жизни происходит и где оказывается человек, употребляющий наркотики. Их жизненный путь повторяетпуть блудного сына в Евангельской притче, который, истратив все свое имение, вспоминает об Отце.Но вспомнить мало,необходимо набраться решимости «встать и пойти» к Отцу, т.е. начать борьбу с этой и многими другими страстями – борьбу за свою душу.
Многие только в реабилитационном центре впервые приходят к покаянию, приобретают собственный опыт подготовки и участия в Таинстве исповеди.Покаяние – это глубокий анализ прожитых лет, тех привычек, которые сформировали страсть к наркотикам, это обличение своего греха. Покаяние должно быть искренним, чтобы от него родилась решимость не поддаваться искушению, отказаться от того,что разрушает жизнь. Затем постепенно приходит опыт,показывающий, с чего начинается и чем заканчивается действие страсти. Решимость и опыт развивают в человеке внимание к себе. Внимательный к себе человек менее доступен действию греха.
Подготовка к исповеди проходитлибо при помощисоответствующей литературы, либо при помощи тех, кто уже имеет опыт исповеди.Они рассказывают и объясняют новичкам,как правильно подготовиться к этому начальному и важнейшему шагу по изменению себя.
На этом этапе для приобретения навыков покаяния и самонаблюдения полезно исповедоваться как можно чаще. Также очень полезночитать жития святых,чтобы их примеромпробудить в себе решимость бороться и побеждать страсти.
      Борьба со страстями. Обучениеума, воли, чувств.Благодарение Богу.Необходимо понять, что наркотиком может быть не только психоактивные вещества. Любая страсть, которая подчиняет, порабощает человека, является наркотиком. По сути, страсть – это болезнь души, лишающая человека свободы, делающая его рабом. В аскетике «страсть – это страдательное состояние человека». Поэтому следует настраиваться на решительную борьбу со всеми своими страстями. Ибо, что толку избавиться от пристрастия к наркотикам, если их место займет алкоголь, блуд, ненависть и т.д.
Обратившись к Богу и получив возможность на некоторое время отойти от грубых грехов,таких как пьянство, воровство, блуд во время пребывания в центре помощи зависимым на приходе, воспитанник может беспристрастно взглянутьна свою душу. Большинство приходят к печальному, но необходимому заключению: наркомания – это плод многих страстей, поразивших душу:
Гордость. Эта страсть является для человека самой губительной, а для Бога – самой ненавистною. Она проявляется в том, что человек возводит самого себя в кумира, считает себя выше других, обольщается собою, своими достоинствами, способностями, умом. Гордость насаждается в душах детей каждодневно, через примеры окружающих их людей. Врачуется смирением, послушанием наставникам, молитвой, благодатью Божией.
Праздность. Многие приезжающие на приход воспитаны потребителями, они эгоистично ориентированы на получение удовольствий, не приучены ни к самостоятельной работе, ни к заботе о других.
Врачуется трудом, личными подвигами (чтение духовной литературы, молитва, пост и т.д.).
Гнев, ненависть, жестокость – это страсти, насаждаемые в душах детей через телевидение, отношения между людьми в обществе, где узаконены сила без морали, отсутствуют доброта и любовь.
Врачуется милосердием – заботой друг о друге, кротостью – преданностью Богу, соединенную с верой.
Блуд, похоть, распущенность, неверность в супружеских отношениях, гибельно сказываются на душевном здоровье, опустошают чистоту и красоту отношений между мужчиной и женщиной. Кроме того, неумение и нежелание сдерживать и контролировать природные потребности, лишают человека возможности управлять собой. Многие из воспитанников даже не осознают, что такое блуд, как эта страсть убивает все благое, чистое в душе.
Врачуется целомудрием, удержанием ума от рассеянности, языка от сквернословия и пустословия, постом, молитвою и трудом.
Плотоугодие и чревоугодие – излишняя забота о теле, поиск радости и удовольствия только через телесныеощущения. Человек, подверженный этим страстям, теряет чувство меры, контроля над своими желаниями, обедняет свою душу.
Врачуется воздержанием и постом.
Это основные страсти, предшествующие наркомании. Борьбу за спасение души нужно начинать именно с них. В этой борьбе очень полезноруководствоваться советами и наставлениями святых Отцов, которые победили эти страсти и потому познали их. У обычных людей познание идет в другой последовательности: сначала люди узнают, как страсти побеждают их, как тиранят душу, а затем и тело, и лишь потом,благодаря духовной жизни, они приобретают опыт борьбы со страстями. Полезно со временем изучить труды таких святых, как преподобный Иоанн Лествичник, авва Дорофей, НикодимСвятогорец, святительФеофан Затворник, Паисий Святогорец.
      Обучение молитве и трезвению «…бодрствуйте и молитесь!» (Мк. 13.33)Центральное и важнейшее духовноеделание христиан – молитва. Молитва – это обращение человека к Богу, разговор с Ним. Успех молитвы зависит не от количества и «правильности» слов, а от веры человека,его примиренности с другими людьми, т.е. от личности просящего, от того, насколько дела его угодны Богу, и от воли Божией.
Душа молитвы – внимание. На него и нужно обращать все свои силы во время молитвы. Важно перед началом молитвы настроиться на такой разговор, подумать: «Что ты сейчас собираешься делать,с Кем будешь говорить». Ведь Господь, Он не где-то далеко,Он рядом. И после молитвыне следует сразу переходить к житейским делам, желательно несколько минут побыть «внутри» себя с Богом.Эти советы относятся к чтению утреннего и вечернего правила, чтению акафистов, канонов, Псалтири. Кроме регулярного чтенияежедневных молитвенных правил,необходимо приучать душу к постоянной памяти о Боге, обращению к Нему. Это возможно при помощи короткихмолитв: Иисусовой молитвы,«Господи, помилуй», молитв своими словами. Особенно это полезно во время навязчивых мыслей о наркотиках, чтобы не дать мыслям о грехе завладеть душой.
Для преодоления страстей в самом их корне требуется постоянное внимание к своей душе, контроль не только своих действий, но и мыслей и чувств, т.е. стремление всеми силами жить по Заповедям Божиим. Но победить эти страсти невозможно без особой помощи Божией, которая подается в Таинстве Причастия. Святая Евхаристия – соединение с Богом.
«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6. 35).
Святая Евхаристия является центром и источником истинно духовной жизни, таинством, в котором верующему человеку сообщается Божественная благодать. Таинство Евхаристии «зажигает Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, взращивает добродетели – восстанавливает в человеке ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения».
В центре помощи зависимым Ильинской братство воспитанники сначала узнают о Святом Причащении от священника, а затем после того, как подготовятся к этомутаинству постом, молитвойи исповедью, участвуют в нем.
На первом этапе реабилитации весьма полезно регулярное и частое Причащение – один раз в неделю. При дальнейшем воцерковлении также необходимо приступать к таинствам исповеди и Причастия – раз в три-четыре недели.
      Духовная дисциплина.«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9.62). Духовная жизнь невозможна без внутренней дисциплины. Многие приезжающие в центр, не имеют не только внутренней, но даже внешней дисциплины. Для исправления этого недостатка характерав центре принят уклад жизни православного христианина. Он включает в себя утренниеи вечерние молитвы,чтение Евангелия, чтениежития святых во время трапезы, регулярное посещение храма, участие в таинствах и богослужениях церкви,соблюдение постов, трудоваядеятельность.
Но в реабилитационном центре борьба человека за спасение своей души только начинается. Основная борьба за душу происходит тогда, когда брат возвращается домой, в семью, к друзьям. И здесь необходима такая духовная добродетель, как ревность по Богу – стремление на всякий день и час приближаться к Богу, делатьугодное Ему и избегать неугодного. Эта ревностьподается свыше, но от человекатребуется сохранить ее и не растратить впустую.
В духовной жизни должно быть постоянное устремление ввысь к Богу, нельзя останавливаться на достигнутом. Нельзя, решив, что наркотики остались позади, оставлять или ослабевать церковную жизнь. Это приведет к поблажкам себе, те, в свою очередь, к самоугождению, к оживлению страстей и далее вновь к грубым падениям.
В чем конкретно выражается благоугодная ревность? Человеку, возвратившемуся из центра, предстоит сохранить приобретенный уклад духовнойжизни: регулярно исповедываться и причащаться раз в три-четыре недели, посещать храм в воскресные и праздничные дни, совершать домашние утренние и вечерние молитвы, соблюдать посты. Необходимо одолеть грубые греховные привычки: курение, сквернословие, пристрастие к скверным зрелищам. Последующими шагами будут собственно христианские дела: святоотеческое чтение, изучение церковной службы, внимательная молитва. Человек, проявляющий заботуо своей душе, о своей жизни, поддерживает и сохраняет определенный Православием порядок жизни, а значит и свои новые отношения с Богом.
      «Возвращение…»Путь восстановления в себе образа Божия проходит через всю жизнь, и наркомания – не последнее жизненное испытание, которое предстоит преодолеть. Прийти в церковь недостаточно, необходимо удержаться в православной церковной системе жизни, занять активную позицию в церкви. Дальнейшему воцерковлению также способствуют:
-  новые знания и впечатления о вере – паломнические поездки в святые места и монастыри;
-  участие в жизни православных братств, возглавляемых священнослужителями при приходах и монастырях, занимающихся делами милосердия, миссионерским служением, организацией паломнических поездок, помощью в реабилитации наркозависимых;
-  работа в храмах и монастырях по рекомендации духовника центра после завершения реабилитации.
Совершенство в духовной жизни не имеет границ. Христианам дана была заповедь: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»(Мф. 5,48). Эта заповедь ясно указывает на бесконечность пути духовного развития, и каждая ступень на этом восхождении к Богу дарует ощущение радости, мира, любви и счастья. И к каждому человеку обращается Господь: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кротоки смирен сердцем,и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» (Мф. 11, 28-30).

Психологический аспект реабилитацииПсихология рассматривает наркоманию как своеобразную неупорядоченостьчеловека и неприспособленность его к окружающему миру, реакцию на мир, которая допускает употребление психоактивных веществ, а также неумение снимать внутреннее напряжение конструктивными способами, отсутствие навыков самоконтроля и саморегуляции.
Поэтому, цель психологической помощи – помощь человеку в изменении реакции на мир.
Главная задача, стоящая перед специалистами, работающими с наркозависимыми людьми,заключается в изменении мышления, поведения, самооценки у своих подопечных. У большинства людей, поступающих в центр, есть опыт отказа от наркотиков на время. Но перед человеком, проходящим реабилитацию, ставитсядругая задача – отказаться от наркотиков навсегда. Это значит, что человек должен научиться жить без наркотиков, сформировать к ним безразличное, равнодушное отношение. Поэтому формирование у человека убеждения, что наркотикам больше нет места в его жизни – основное направление начального этапа.
Работа спсихологом предполагается индивидуальная игрупповая и включает в себя:
-   анализ отношений и окружения человека, т.е. выяснение причин, которые способствовали формированию наркотической зависимости;
-  определение и уточнение жизненных целей и задач человека в будущем;
-  раскрытие позитивных возможностей человека;
-  анализ психологических аспектов трудовой и профессиональной реабилитации, психологическая поддержка при переквалификации;
-  групповая психотерапия.
По шагам весь процесс оказания психологической помощи состоит из следующих ступеней:
1 ступень – изменение условий жизни. На этом этапе предполагается отказ от наркотиков, от прежнего окружения и поведения, т.е. отказ от прежнего образажизни. Попадая в реабилитационный центр, человек оказывается по сути в «экологически чистой зоне», с точки зрения физического, душевного и духовногоздоровья, где у него появляется возможность разобраться в себе и в своих отношениях с окружающим его миром. На период реабилитации, который длится от 12 месяцев, человек находится в изоляции и в безопасности от тех проблем, решить которые ему в одиночку, находясь в эпицентрепроблем, не представлялось возможным. Зато у него появляется шанс воспользоваться теми видами помощи, которые доступны в центре. Для психологов, педагогов и социальных работников центра это время целенаправленного воздействия на личность. На первойступени реабилитации для человека в значительной части функции внешнего контроля за поведениемвыполняет среда (по той причине, что сам он еще не умеет осуществлять полноценный контрольнад своей жизнью):правила внутреннего распорядка и общежития, требования и рекомендации сотрудников центра.
2   ступень - психологическая поддержка. В это время продолжается духовная и психологическое взаимодействие с человеком, который уже имеет определенный опыт жизни без наркотиков в течение реабилитационного периода. Это взаимодействие ориентировано на самопознание, Богопознание, а, следовательно, продолжается работа по изменению мировоззрения и поведения человека, который учится жить в соответствии с новыми убеждениями. Этот период работы является продолжением предыдущего, но на более глубоком уровне.
3  ступень – психологическое сопровождение. Это время работы с психологом после прохождения реабилитации. Оптимальны встречи с периодичностью 1 раз в месяц в течение года (очные или онлайн).
Весь процесс реабилитации имеет цель научить человека жить без наркотиков, наполнять свою жизнь ценным, здоровым содержанием, уметь быть ответственным за свою собственную жизнь, стать самостоятельным, психологически зрелым человеком.

Социальный аспект реабилитации.Те изменения, которые происходят с человеком в процессе реабилитации на духовном и психологическом уровне, являются лишь частью работыпо изменению жизничеловека в целом. Реально говорить о том, что человек,отказавшийся от употребления наркотиков, стал ответственным за свою трезвуюи здоровую жизнь, можно лишь тогда, когда у него успешно складываются социальные и трудовыеотношения, когда он способен решать вопросы профессионального самоопределения.
Поэтому социальная помощь рассматривается как создание такихусловий реабилитации, в процессе которыхчеловек имел возможность быть включенным в социальные отношения с другими людьми, приобрелсобственный опыт трудовойдеятельности для того,чтобы, вернувшись из реабилитационного центра в город, суметь состояться и утвердиться не только на индивидуальном, но и общественном уровне. Для выполнения этих условий в центре осуществляется следующее:
-  ежедневно составляется план индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, которая включает хозяйственно - бытовые работы, садово-огородную деятельность и обучение в производственных мастерских;
-   ежедневно, в конце рабочего дня проводится подведение итогов, оценивается объем и качество выполненных заданий.
Такая организация реабилитации позволяет людям, находящимся в центре:
•  освоитьопределенные социальные навыкии умения;
•  научиться вкладывать свой труд не только в себя, но и в работу прихода,что способствует осознанию своей роли как личности и как члена Церкви и общества;
•    поменять потребительскую позицию на созидательную (научиться не только брать, но и отдавать);
•   увидеть результаты своего труда, своей квалификации и уровня умений, т.е. реально оценитьсвои возможности как работника;
•   научиться решать текущие жизненные задачи самостоятельно или вколлективе;
•  научиться организовывать свое время
•  стремиться к здоровому образу жизни.
Выпускникам, успешно прошедшим реабилитацию оказывается следующая помощь:
1.  Предоставляются рабочиеместа на приходе.
2.  Предоставляются рабочиеместа в различныхорганизациях и предприятиях, по предварительной договоренности с их руководством.
В центре организована учебно-производственная мастерская по изготовлению иконостасов, рамок и др. изделий из дерева.
Социальная реабилитация – это выполнение на деле жизненной мудрости: «Дать человеку рыбу, значит накормитьего один раз. Научитьчеловека ловить рыбу,значит накормить его на всю жизнь». Делу жизни можно научиться, осваивая поначалу маленькие жизненные дела. Хотя бы и в реабилитационном центре.
Одна из важнейших составляющих реабилитации является организация досуга. Нужно научиться получать радость от активного, здорового отдыха. На приходе проводятся спортивные мероприятия, оборудована теннисная комната, тренажерный зал на территории центра оборудована спортивная волейбольная и футбольная площадка. Так же регулярно происходит просмотр фильмов на патриотические и духовно- нравственные темы. В центре организована библиотека, библиотечный фонд которой составляют книги духовно-нравственного, религиозного, патриотического направления (характера), а также книги по психологии. По желаниям реабилитантов проводятся различные беседы, диспуты, обсуждения.

Педагогический аспектреабилитации.Одна из главных задач любого центрасоциальной реабилитации для лиц с зависимым поведением – подготовка к возвращению человека к нормальному образу жизни в социуме, его ресоциализация и реадаптация.
Успешности ресоциализации и реадаптации, по нашему мнению, может способствовать воспитание социальной компетентности у реабилитантов.
Под социальной компетентностью мы понимаем уровень социальнойготовности выпускника центра, позволяющий ему быть конструктивным в основных сферах деятельности личности.
Для подготовки социально-компетентного и социально- активного человека в условиях центра помощи зависимым на приходе социальной, способного к конструктивному поведениюв реальных социальных условиях, мы разработали и применяем в воспитательной деятельности центра:
-  Программу организации воспитательной работыв центре социальной реабилитации;
-   технологию воспитания социальной компетентности у воспитанников на основе интегративной схемы моделей деятельности субъектов воспитательного процесса с использованием педагогического мониторинга и квалиметрической системы оценки результатов.
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ПОМОЩИ ЗАВИСИМЫМ «ИЛЬИНСКОЕ БРАТСТВО»определяет содержание воспитательной деятельности в реабилитационном центре.

Программа организации воспитательной работы в центре социальной реабилитации формировалась и параллельно проходила апробацию в течение 13 лет деятельности центра социальной реабилитации Екатеринбургской епархии и 5 лет деятельности центра помощи зависимым на приходе пророка Божия Илии.
Анализ данных,полученных из анкетвоспитанников центра социальной реабилитации Екатеринбургской епархии и других центровреабилитации, показывает, что значительная часть людей, пришедших в реабилитационный центр сталкивается (столкнулась) с одинаковыми проблемами, такими, как трудности с созданием семьи (либо создание дисфункциональной семьи), сложности с работой, сложности с образованием и отсутствием способностей (желания и навыков) к самообразованию, психоэмоциональной неустойчивостью, а, соответственно, и со сложностями социализации в целом.
Цель программы: создание условий для комплексной помощи зависимой личности, активизации его мотивационной среды самосознания, самоопределения, самореализации через интеграцию с помощью знанийи умений, приобретенных непосредственно на приходе пророка Божия Илии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- организация разнообразной трудовой деятельности
- изучение модели традиционной семьи (создание условий для формирования позитивной семейной установки);
- проведение занятий (реализация образовательных программ) в разных формах (способствующих развитию навыковк образованию и самообразованию);
- ознакомление воспитанников с аскетическим деланием, обучение самоконтролю и саморегуляции (организация деятельности по формированию личностных качеств);
- создание условийдля приобретения навыковведения здорового образа жизни.

Настоящая программа является примерной, определяющей, на наш взгляд,базовое содержание воспитательной деятельности в центре помощи для лиц, с наркотической, алкогольной, игровой и другой зависимостью.

Программа включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которыхсоставляет область знаний,охватывающих теорию и практику адаптации реабилитантов к окружающей их социальной среде,подготовки к ресоциализации и реадаптации с позиций православного мировоззрения:
1.    Православие как мировоззренческая основа развития и становления личности. (огласительные беседы по истории РПЦ и катехизису).
2.   Социализация и общение. Система базовых, традиционных ценностей (личность и общество, нравственные законы, семейные ценности).
3.  Труд в жизни человека (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, профессиональный труд)
I.   ПРАВОСЛАВИЕ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.Слушатель программы должензнать понятия:
о молитве; о вере и жизни христианской; Священную историю Ветхого и Нового Завета;о Вселенских Соборах;Символ Веры Православной Церкви; о Богослужении Православной Церкви; о Заповедях ЗаконаБожия; о Таинствах; основные этапы истории Христианской Церкви; разделы православной антропологии:
Ø  предварительные понятия:
О мире. О Боге. СвойстваБожии. О молитве. О грехе. О крестном знамении. О поклонах. Какие бывают молитвы. О храме. О святых иконах. О святых ангелах. О святых людях.Почему мы называемся христианами. О молитвах.
Ø  О вере и жизни христианской. Назначение человека. О естественном откровении. О сверхъестественном Божественном откровении. О священном предании и Священном Писании.
Ø  Священная история Ветхого Завета.
Сотворение мира. О человеке. Как Бог сотворил первых людей. Жизнь первых людей в раю. Беседа о человеке. Грехопадение. Последствия грехопадения и обетование Спасителя.
Каин и Авель. Потоп. Жизнь Ноя после потопа. Столпотворение Вавилонское и рассеяние людей. Появление идолопоклонства.
Авраам.Явление Бога Авраамув виде трех странников. Гибель Содома и Гоморры
Принесение Исаака в жертву. Женитьба Исаака. Исав и Иаков.
Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение во храм Пресвятой Девы Марии.
Благовещение Пресвятой Деве Марии.
Ø  История Нового Завета Рождество Христово. Поклонение волхвов. Сретение Господне.
Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса. Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола. Явление Иисуса Христа народу и Его первые ученики. Первое чудо Иисуса Христа. Изгнание торгующих из храма. Беседа Иисуса Христа с Никодимом. Беседа Иисуса Христа с самарянкой. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Насыщение народа пятью хлебами. Хождение Иисуса по водам. Исцеление дочери хананеянки. Исповедание Христа. Предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и Воскресении. Преображение Господне. Заповедь о любви к Богу и ближнему. Притча о милосердном самарянине. Иисус Христос у Марфы и Марии. Обличение фарисеев. Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа.
Исцеление слепорожденного. Притча о неразумном богаче. Дарование молитвы ученикам. О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце. Исцеление десяти прокаженных. Притча о богатом и Лазаре Притча о мытаре и фарисее. Притча о блудном сыне.
Предсказание Иисуса Христа о кончине мира и Его втором пришествии. Притча о десяти девах. Притча о талантах. О страшном суде.
Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Притча о злых виноградарях. О подати кесарю и воскресении мертвых. Лепта вдовицы.  
Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. Суд над Иисусом Христом у первосвященников. Отречение апостола Петра. Погибель Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Иисус Христос на суде у Ирода. Последний суд на Иисусом Христом у Пилата.
Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с Креста и погребение Спасителя.
Воскресение Иисуса Христа. Явления воскресшего Иисуса Христа.
Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов
Жизнь первых христиан. Гонение на христиан. Святой первомученик Стефан. Обращение Савла.
Успение Божией Матери. Апостольский Собор в Иерусалиме.
Проповеднические труды апостолов. Краткие сведения о проповеди и о судьбе святых апостолов. Всеобщее гонение на христиан.
Разрушение Иерусалима. Прекращение гонений.
Воздвижение Креста Господня. Новые враги христианства.
Отпадение Римской церкви. Просвещение славян крещение Руси.
Воздвижение Креста Господня. Новыевраги христианства.
Отпадение Римской церкви.Просвещение славян. Крещение Руси
Ø  Вселенские Соборы. О вере христианской
Символ веры. Таинства. Заповеди Закона Божия. Заповеди блаженства
Понятие о богослужении Православной Церкви
Понятие о богослужении. Храм и его устройство. Священнослужители.
Суточный круг богослужений. Недельный круг богослужений. Годовой круг богослужений.
Ектении. Всенощное бдение. Вечерня. Утреня. Божественная Литургия. О молебнах. О погребении усопших. Недели Великого поста. Страстная седмица.Праздник Пасхи. Двунадесятые праздники. О монашестве и монастырях. О паломничестве. О колоколах.

      Православная Антропология АСКЕТИКА
Зло и грех. Зло и возможность его существования. Грех и его происхождение. Первородный грех
Прародительский грех. Следствия грехопадения. Смерть и кожаные одежды. Распространение первородного греха.
Греховные страсти. Греховная страсть в природе человека. Термин «страсть» Страсти естественные и противоестественные. Естественные основания для проявления греховных страстей. Причины появления греховных страстей. Закон греха и смерти. Классификация греховных страстей. Развитие страсти в личном плане
Человек во Христе. Сотериология. Спасение человечества во Христе.
Борьба с грехом. Сила греха. Общий подход к аскетике. Принципы борьбы. Основные духовные средства борьбы с каждой страстью. Борьба с греховными помыслами. Добродетели. Естественные и сверхъестественные. Взаимосвязь добродетелей. Молитва.  
Церковь – «корабль спасения» Понятие о церкви. Единство. Святость. Соборность. Апостольство. Спасение в Церкви.
Церковные таинства и священнодействия как средства духовного возрождения человека
Воссоздание единства человечества.
Человеческое общение. Препятствия в общении. Семья. Семья – прообраз Пресвятой Троицы. Семья – малая Церковь. Семья и развод
Человек в вечности. Эсхатология. Всеобщее воскресение. Страшный Суд Христов. Состояние осуждения. Степени мучений, их вечность. Блаженства праведных. Степени блаженства. Вечность блаженства. Кончина мира. Бесконечное царство Христово
II СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ОБЩЕНИЕ. СИСТЕМА БАЗОВЫХ, ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙСлушатель программы должен знать (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия): семья, брак; любовь, дружба; личность, направленность личности, индивид, индивидуальность; стадии развития семьи;
-  Адаптация супруговк семейной жизни;конфликтная ситуация и конфликт;
-  кризис семейнойжизни; традиционные семейныеценности; нормы брака; нуклеарная семья; детоцентристская семья; гиперопека, гипоопека;
Что такое счастье и как его достичь. Как достичь счастья. Обладание счастьем – личный выборкаждого. Понятие личности. Индивид. Индивидуальность. Личность. Отличие в понимании личности в современной психологии и в православном учении. Я и другие
Лицо и личина. Честность и лицемерие. Образ и имидж. Манипуляция сознанием. Дружба и любовь в жизни человека. Нравственная природа дружбы. Дружба как школасамораскрытия и школа понимания другого человека. Любовь. Как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности.
Стыд и совесть. Понятие «стыд». Понятие «совесть». Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность.
Мужественность. Понятие «мужественность». Составляющие мужественности. Искаженное понимание мужественности в современном мире.
Понятие любви.Классификация любви.
Начало совместной жизни. Брак гражданский и церковный. Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей.Ведение хозяйства. Первый год совместной жизни.
Особенности семейныхмежличностных взаимоотношений. Первичная семейная адаптация. Пути преодоления кризиса первого года.Совместимость супругов. Культура общения
в семье.Правила психологической безопасности в общении молодых супругов.
Семья в ожидании ребенка. Целомудрие в период беременности. Влияние вредных привычекна здоровье и способность стать родителями. Жизнь – дар Божий. Когда начинается человеческая жизнь. Отцовство и материнство. Ответственность родителей за детей. Рождение, воспитание и социализация детей – одна из основных функций семьи. Для чего в семье нужны дети.
Семья с новорожденным. Изменения в семье в связи с появлением ребенка. Второй кризис семейной жизни и пути его преодоления. Родительская любовь. Освоение родительских ролей. Влияние родителей на развитие ребенка в первый год послерождения. Влияние родителей на развитие личности детей. Феномен детскогогоспитализма. Влияние детей на развитие личности родителей. Возрасты семьи. Особенности зрелой семьи. Периодизация семейнойжизни. Пути преодоления кризисов зрелой семьи. Самолюбие и его проявления: гнев, эгоизм, эгоцентризм, гедонизм как факторы, разрушающие семью. Развод. Причины и последствия разводов. Необходимость душевного труда для созидания и сохранения благополучия в семье: понять, простить, уступить. Уроки духовноговзросления - возрастание в любви, взаимном терпении и неосуждении. Семейные конфликты. Природа семейных конфликтов. Агрессивное поведение в семье. Причины и последствия разлада семейных отношений. Пути их преодоления. Культура общения в семье. Умение говорить и умение молчать. Умение слушать. Уважительные отношения в семье. Супружеское многолетие. Семья людей старшего возраста. Возрастные особенности пожилых людей. Бабушки и дедушки.Счастливые долголетние браки. Единствожизни в супружеском многолетии.
Семья – основа всякого общества Типы и функции семьи. Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, коммуникативная, психотерапевтическая, регулятивная, фелицитологическая и функция духовного общения. Нарушение функций семьи.
Устроение жизни семьи. Личность и семья Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа. Понятие иерархии. Послушание членов семьи друг другу. Иерархия семейных отношений. Традиционный уклад семьи. Последствия нарушения семейной иерархии. Главенство и деспотизм. Старшие члены семьи. Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувствоблагодарности старшим. Почитание старших. Происхождение понятия «хамство». Значение родительского благословения. Послушание младших старшим. Забота о старых и немощных членах семьи.
Традиции семьи, рода, народа Понятие традиции. «Традиционная культура». Трансляция традициив череде поколений.
Нарушение традиции. Изменениесемейных ценностей. Факторы дестабилизации семейных отношений как составная часть контркультуры. Меры противодействия факторам дестабилизации семейных ценностей. Воспитание чести и долга в семье
Понятие чести и долга. Честность. Честь семьи и рода. Чин и бесчинство. Благочестие. Благородство. Чувство собственного достоинства истинное и ложное.
Трудовое воспитание в семье
Понятие «труд». Труд как служение. Труд семейный и общественный.
Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям. Трудовое воспитание в семье. Труд как социальная норма
и отклонения от неё. Леность и «бегство в работу».Мотивация труда. Меркантильная мотивация труда. Духовно-нравственная мотивация. Радость труда.
Для чего я живу. Религиозные основы семьи. Семья в религиозной традиции. Семья как колыбель новой личности. Семья как школа личностного общения и школа любви. Семья как путь спасения души. Религиозные ценности в семейных традициях народов России.Примеры истинного семейного благочестия. Святые благоверные князья Петр и Феврония. Семья святых Царственных страстотерпцев. Святые покровители семьи.
Жизньв союзе мира. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни.
Полнота жизни - всемье. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Жизненный опыт. Самоактуализация. Самодостаточность. Потеря смысла жизни. Новое обретение смысла жизни. Семейное счастье– миф или реальность?
Счастье истинное и мнимое. Счастье земное и небесное. Партнёрское соглашение. Домохозяйства. Семейное счастье как духовный союз. Вера в собственные силы и вера в Бога.

II.      ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.Трудовое воспитание на приходе пророка Божия Илии
направлено на получение навыков воспитанников к труду по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, садово-огородной деятельности, деревообработке и изготовлениюхудожественных изделий из дерева, по разведению домашнейптицы, компьютерной грамотности, получение навыков приготовления пищи.
Трудовое воспитание в центре реабилитации должно способствовать:
-       формированию отношения к труду как средству самореализации, индивидуального развития личности;
-       формированию умения строить трезвые конструктивные отношения с коллективом в процессе трудовой деятельности;
-         ответственному отношениек труду, умение оценить свои способности, свою деятельность;
-          актуализации, либо формированию профессиональных, трудовых навыков, некоторых профессиональных знаний;
-  воспитанию трудолюбия, потребности в труде;
-        созданию и реализацию условий для развития творческих способностей каждого реабилитанта;
формированию умений по обработке древесины и изготовлению художественных изделий из древесины, приготовлению пищи, садово-огородной деятельности; знанию техники безопасности.